Текст песни канд.филос.наук Елена Павлова - Ф.М.Достоевский. Религия и мораль. Россия
0 чел. считают текст песни верным
0 чел. считают текст песни неверным
Лекция по философии к.ф.н., доцент, Павлова Елена Леонидовна.Видеолекция по философии: Ф.М.Достоевский. Ч.1. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) - русский религиозный мыслитель, философствующий и психологизирующий философ, относящееся к высшим достижениям русского национального самосознания. Ф.М. Достоевский как философ, прежде всего, религиозный мыслитель. У него никогда не было сомнения в бытии Бога, и потому все творчество великого русского писателя — это попытка осмыслить бытие Бога на земле и, в первую очередь, в человеке. Поэтому неслучайно основная тема философских исканий Достоевского - тема человека. Знаменитыми стали его слова: "Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".Перед Достоевским всегда вставал (и в разные периоды по-разному решался) вопрос о том, что следует из бытия Божия для мира, для человека и его истории. Человек, каков он в действительности есть, его деятельность и искания могут ли быть религиозно оправданы и осмыслены? Зло в человеке, зло в истории, мировые страдания могут ли быть религиозно оправданы и приняты? Эти и многие другие вопросы - стержень духовных исканий Достоевского.А вот - некоторые мысли Ф. Достоевского:"Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту." (Бесы)"В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток." (Братья Карамазовы) "От детей ничего нельзя утаивать, под предлогом, что они маленькие и что им рано знать". (Идиот)"Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих..." (Братья Карамазовы) Ф.М.Достоевский. часть 2. Религия и мораль в творчестве Ф.М. Достоевского. "...человек ищет не столько бога, сколько чудес". (Братья Карамазовы) "Человек только и делал, что выдумывал Бога, чтобы жить, не убивая себя; в этом вся всемирная история до сих пор." (Бесы) "Бог уже потому мне необходим, что это единственное существо, которое можно вечно любить." (Бесы)."Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище". (Записки из Мертвого дома) "Я не бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу согласиться принять."(Бр.Карамазовы) Ф.М.Достоевский. Ч.3 Проблема России в тв-ве Ф.М.Достоевского. Для России предопределена особая задача в истории, — в это верили уже славянофилы и Герцен, в это верил и Достоевский, — и высшей точкой в развитии его мыслей о России была его знаменитая "Пушкинская речь". «Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда за русского человека. О, у нас есть много знатоков народа нашего между писателями, и так талантливо, так метко и так любовно писавших о народе, а между тем, если сравнить их с Пушкиным, то, право же, до сих пор, за одним, много что за двумя исключениями из самых позднейших последователей его, это лишь "господа", о народе пишущие. У самых талантливых из них, даже вот у этих двух исключений, о которых я сейчас упомянул, нет-нет, а и промелькнет вдруг нечто высокомерное, нечто из другого быта и мира, нечто желающее поднять народ до себя и осчастливить его этим поднятием. В Пушкине же есть именно что-то сроднившееся с народом взаправду, доходящее в нем почти до какого-то простодушнейшего умиления. Мы не враждебно (как |
|
Lecture on Philosophy Ph.D., Associate Professor, Pavlova Elena Leonidovna. Video lecture on Philosophy: F.M. Dostoevsky. Part 1. Life and work of F.M. Dostoevsky.
Fedor Mikhailovich Dostoevsky (1821-1881) is a Russian religious thinker, philosophizing and psychologizing philosopher, related to the highest achievements of Russian national self-consciousness.
F.M. Dostoevsky as a philosopher, first of all, a religious thinker. He never had doubts about the existence of God, and therefore the whole work of the great Russian writer is an attempt to comprehend the existence of God on earth and, first of all, in man. Therefore, it is no coincidence that the main theme of Dostoevsky’s philosophical quest is the theme of man. His words became famous: “Man is a mystery. You must solve it, and if you solve it all your life, don’t say that you lost time; I’m doing this secret because I want to be a man.” Before Dostoevsky I always got up (and at different times differently solved) the question of what follows from the existence of God for the world, for man and his history. Man, what is he really like, can his activity and quest be religiously justified and meaningful? Evil in man, evil in history, world suffering can be religiously justified and accepted? These and many other questions are at the core of Dostoevsky’s spiritual quest. And here are some thoughts of F. Dostoevsky: “A person is unhappy because he does not know that he is happy; only because. That's all, everyone! Whoever finds out will immediately become happy, this very a minute. " (Demons) "In fact, sometimes they are expressed about the" brutal "cruelty of man, but it is terribly unfair and insulting to animals: a beast can never be so cruel as a person, so artistically, so artistically cruel." (Brothers Karamazov) "You can’t hide anything from children, under the pretext that they are small and that they are too early to know." (Idiot) "The main thing is that you don’t lie to yourself. He who is lying to himself and his own lies reaches the point that he doesn’t discern any truth in himself, and therefore, comes in disrespect for himself and others. Not respecting but he ceases to love anyone, and in order not to have love, to entertain himself and entertain, indulge in passions and rude sweets and comes to the best of bestiality in his vices ... "(Brothers Karamazov)
F.M. Dostoevsky. part 2. Religion and morality in the work of F.M. Dostoevsky.
"... man seeks not so much God as miracles." (Brothers Karamazov)
"Man only did what God invented in order to live without killing himself; this is the whole history of the world so far." (Demons)
"God already needs me because this is the only creature that can be forever loved." (Demons.) "Having lost purpose and hope, a person with longing turns often into a monster." (Notes from the Dead House)
“I don’t accept God, understand this, I don’t accept the world created by him, I don’t accept the world of God and I can’t agree to accept it.” (Br. Karamazovs)
F.M. Dostoevsky. Part 3 The problem of Russia in TV-F.M.Dostoevsky.
For Russia, a special task in history is predetermined — the Slavophiles and Herzen already believed in it, Dostoevsky also believed in it — and the highest point in the development of his thoughts about Russia was his famous “Pushkin's speech”.
“Everywhere in Pushkin one can hear faith in the Russian character, faith in his spiritual power, and since faith, therefore, is hope and great hope for a Russian person. Oh, we have many connoisseurs of our people between writers, and so talented, so aptly and so lovingly writing about the people, but meanwhile, if you compare them with Pushkin, then, right, so far, for one, a lot of that with two exceptions from his most recent followers, these are only "gentlemen" who write about the people. The most talented of them, even these two exceptions that I have just mentioned, have no, no, and suddenly something arrogant, something from a different way of life and the world, something wishing to raise the people to themselves and make them happy with this uplift will flash. In Pushkin, however, there is precisely something akin to the people for real, reaching in it almost to some simple-minded emotion.
We are not hostile (like