Текст песни Михаил Горевой - Фёдор Достоевский - Записки из подполья
0 чел. считают текст песни верным
0 чел. считают текст песни неверным
Впервые опубликовано в журнале «Эпоха» (1864. № 1–2, 4) Повесть «Записки из подполья» занимает особое место среди величайших произведений Фёдора Михайловича. - «Сел за работу, за повесть. Стараюсь ее с плеч долой как можно скорей, а вместе с тем чтоб и получше вышла. Гораздо трудней ее писать, чем я думал. А между тем непременно надо, чтоб она была хороша, самому мне это надобно. По тону своему она слишком странная, и тон резок и дик; может не понравиться; следовательно, надобно, чтоб поэзия всё смягчила и вынесла. Но я надеюсь, что всё уладится». (Ф.М. Достоевский. Из письма брату.) «Записки из подполья» — произведение, открывшее новый этап в творчестве Достоевского. В центре повести характерный образ «идеолога», мыслителя, носителя хотя и странной, «парадоксальной», но в то же время теоретически замкнутой системы взглядов. Не будучи единомышленником своего «антигероя», Достоевский придал его рассуждениям такую силу доказательности, какой впоследствии отличались монологи главных героев его больших романов — Раскольникова, Ипполита Терентьева, Кириллова, Шатова, Ставрогина, Дмитрия и Ивана Карамазовых. Заставляя своего героя в качестве «головного», теоретического тезиса проповедовать доведенную до логического предела программу крайнего индивидуализма, Достоевский наметил уже в первой части «Записок из подполья» и возможный, с его точки зрения, выход из этого состояния. Воображаемый оппонент «подпольного человека» говорит ему: - «Вы хвалитесь сознанием, но вы только колеблетесь, потому что хоть ум у вас и работает, но сердце ваше развратом помрачено, а без чистого сердца — полного, правильного сознания не будет». Упрекая «социалистов-западников» в том, что они, заботясь только о материальном благополучии человека, «дальше брюха не идут», Достоевский писал: - «Есть нечто гораздо высшее бога-чрева. Это — быть властелином и хозяином даже себя самого, своего я, пожертвовать этим я, отдать его — всем. В этой идее есть нечто неотразимо-прекрасное, сладостное, неизбежное и даже необъяснимое». |
|
First published in the journal Epoch (1864. No. 1–2, 4)
The story "Notes from the Underground" occupies a special place among the greatest works of Fyodor Mikhailovich.
“I sat down to work, to the story. I try to off her shoulders as soon as possible, and at the same time to get better. It is much more difficult to write than I thought. Meanwhile, it is absolutely necessary that she be good, I myself need it. In her tone she is too strange, and the tone is harsh and wild; may not like it; therefore, poetry must be softened and endured. But I hope that everything will be settled. ”
(F.M. Dostoevsky. From a letter to his brother.)
Notes from the Underground is a work that has opened a new stage in the work of Dostoevsky. In the center of the story is the characteristic image of an “ideologist”, thinker, and bearer of a strange, “paradoxical”, but at the same time, theoretically closed system of views. Not being the like-minded person of his “antihero,” Dostoevsky gave his reasoning such a force of evidence as the monologues of the main characters of his great novels — Raskolnikov, Ippolit Terentyev, Kirillov, Shatov, Stavrogin, Dmitry and Ivan Karamazov — later differed.
Forcing his hero to preach a program of extreme individualism brought to its logical limit as the “headline” theoretical thesis, Dostoevsky already outlined in the first part of Notes from the Underground a possible way out of this state, from his point of view. The imaginary opponent of the “underground man” tells him:
“You boast of consciousness, but you only hesitate, because even though your mind is working, your heart is depraved by debauchery, and without a pure heart you will not have a full, correct consciousness.”
Reproaching the “Western Socialists" for caring only about the material well-being of a person, "they do not go beyond the belly," Dostoevsky wrote:
“There is something much higher than the womb god. It is to be the master and master of even himself, his own self, to sacrifice this self, to give it to everyone. There is something irresistibly beautiful, sweet, inevitable and even inexplicable in this idea. ”