Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 14-23.
14 Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно,- читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
15 а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;
16 и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.
17 Горе беременным и питающим сосцами в те дни.
18 Моли’тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.
19 Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.
20 И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни. 21 Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там,- не верьте.
22 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
23 Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Итак, мы слышим продолжение эсхатологической проповеди Христа. Его рассказ, как и всякое пророчество двойственен: он повествует и том, что будет скоро еще при жизни его непосредственных учеников, и в тоже время, о том, что будет в последние времена.
Однако обычные для эсхатологических сюжетов описания войны, голода и подобных вещей, дополняется чем-то совершенно иным. Оказывается, что в состояние упадка придут не только межчеловеческие отношения, но и «святое место», в котором будет «мерзость запустения».
Конечно, человеку знакомому с историей Иерусалима известно, что это предсказание Христа сбылось буквально, т.к. храм, красотой которого так восхищались апостолы был осквернен и сожжен римлянами. Узнав о предстоящей осаде и помня слова Спасителя, христиане бежали из Иерусалима в город Пеллу в горах на востоке.
И все же, читая эти слова, мы должны понимать, что они говорят не только о событиях, которые произошли в Иудее в первом веке, они, естественно, и о будущем Церкви. Думаю, что некоторой параллелью к этому пророчеству, могут быть слова Христа о том, что, когда Он придет то «вряд ли обрящет веру». В этом случае мерзость запустения последних времен – это запустение, которому подвергнется Церковь. Причем запустения не обязательно внешнего, но в первую очередь внутреннего, духовного. Это же можно сказать и о каждом человеке в отдельности, ведь оставаясь, внешне вполне благочестивым, он может не заботиться о храме своей души.
Но любовь Божия никогда не оставляет человека. Говоря о том, что скорбь тех дней будет ни с чем не сравнимой, Христос добавляет, что дни этой скорби будут сокращены, чтобы спасение оказалось возможным для тех, кто и в эти дни остался Ему верен.
Однако кроме гонений, которые сами по себе оказываются крайне тяжелым испытанием, будет еще одно, гораздо более сложное. Речь идет о явлении лжехристов и лжепророков, которые придут для того, чтобы прельстить, если возможно и избранных.
Тяжесть гонений очевидна, но они происходят открыто и те, кто гонят и убивают верующих, как делали язычники в древности, и как происходило в 20 веке с новомученниками и исповедниками, не скрывают своей враждебности и своих намерений. В ситуации гонений человек бывает поставлен перед выбором: либо он отрекается от Христа и тогда остается жив, либо он остается верным Ему и идет на смерть. Но в случае с прельщением и обманом все обстоит совершенно не так. Лжехристос – это тот, кто выдает себя за Христа, лжепророк – тот кто выдает себя за пророка. Это значит, что внешне все может быть вполне благопристойно, без насилия и мучений, можно оставаться верным имени Христа, внешним формам, но подменить при этом суть веры и жизни, изменить духу Христову.
Сегодняшнее чтение завершается словами: «Вы же берегитесь. Я наперед сказал вам всё». Спаситель предостерегает своих учеников лично, мы же можем услышать его, обращаясь к Евангелию. Именно из него мы как христиане должны черпать тот дух, который поможет нам оставаться верными ему во всем.
Смотрите также:
|
|