Текст песни Старшая Эдда Эддические песни - 2. Песнь о Риге
0 чел. считают текст песни верным
0 чел. считают текст песни неверным
Песнь о Риге (др.-исл. Rígsþula) — поэма из Старшей Эдды, описывающая похождения аса Рига и появление трех сословий: ярлов, карлов и трэллов. Поэма не полностью сохранилась на последнем уцелевшем листе Codex Wormianus (AM 242 fol), следующем за Эддой Снорри Стурлусона. Текст датируется между X и XIII веками. Песня начинается с короткого прозаического вступления. В нем рассказывается, что Риг это имя, которым представился ас Хеймдаль. Хеймдаль также назван прародителем человечества в эддической поэме Прорицание вёльвы. Сама песнь начинается с того, как Риг забрел в дом (др.-исл. hús) к старикам Ай (др.-исл. Ái, прадед) и Эдде (др.-исл. Edda, прабабка). Они предложили ему скромный кров и пищу. Ночью Риг спал между супругами, и так продолжалось три дня, затем он ушел. Через девять месяцев Эдда родила сына, и назвали его Трэлл (др.-исл. þræll — раб). Он был чёрен, и вырос сильным, но уродливым. Женился он на Тир (др.-исл. þír — рабыня) и было у них двенадцать сыновей и девять дочерей, все имена которых, так или иначе, имели отношения к уродству. Так появилось сословие слуг и рабов. Далее Риг зашел в большой дом (др.-исл. höllu) к Афи (др.-исл. Afi, дед) и Эмме (др.-исл. Amma, бабка). Они его накормили, напоили и спать уложили. Здесь Риг также пробыл три дня, а через девять месяцев родился мальчик с рыжими волосами и живыми глазами. Назвали его Карл (др.-исл. Karl, муж, то есть свободный человек), а женился он на Снёр (др.-исл. Snör, сноха). У них родились двенадцать сыновей и десять дочерей, все имена которых в основном предполагают опрятность и хорошие качества. Отсюда пошли свободные люди: фермеры и скотоводы. Потом Риг пришел в особняк (др.-исл. sal) к Фати (др.-исл. Faðir, отец) и Моти (др.-исл. Móðir, мать). Здесь его хорошо потчевали, и он пробыл три дня. Через девять месяцев родился Ярл (др.-исл. Jarl), он был светл волосами, а взгляд его был страшен. Когда Ярл подрос, вновь явился Риг, назвал его сыном, сделал наследником, научил рунам и дал ему свое имя и обеспечил состоянием. Он женился на Эрне (др.-исл. Erna, умелая, проворная) дочери Хэрсира (др.-исл. Hersir, господин). Эрна родила ему она одиннадцать сыновей и ни одной дочери. Имена их в основном означали сына или наследника. Так появилась военная знать. Под конец повествуется о младшем сыне Риг-Ярла, Коне (др.-исл. Konr ungr, юный отпрыск). Он был самым умелым из сыновей, единственный ведал рунами, умел говорить с птицами, управлять огнем, за что так же получил право носить имя или титул Риг. В один день ворон обратился к Кону на охоте и предложил ему выступить в поход, указав на то, что у «Дана и Данпа богаче дома, земли их лучше». Дошедшая до нас песнь обрывается в этом месте. Смотрите также:Все тексты Старшая Эдда Эддические песни >>> |
|
Songs about Riga (Dr.-Isl. Rígsþula) - a poem from Elder Edenda, describing the adventures of Asa Riga and the appearance of three classes: Yarls, Charles and Trellov. The poem is not fully preserved on the last surviving sheet Codex Wormianus (AM 242 FOL), next to the EDDA Snorry Sturlson. The text is dated between the X and XIII centuries.
The song begins with a short prosaic accession. It tells it that Rig is the name that Ace Haymdal introduced. Hamdal is also named by the progenitor of mankind in the Eddich poem, the pruney of Völva.
The song itself begins with the way Rig wandered into the house (Dr.-Isl. Hús) to the old people Ai (Dr.-Isl. Ái, great-grandfather) and EDDE (Dr.-Isl. EDDA, Prababka).
They offered him modest shelter and food. At night, Rig slept between spouses, and so three days went on, then he left. In nine months, Edda gave birth to his son, and Trell called him (Dr.-Isl. Þræll - slave).
He was fermen, and grown strong, but ugly. He married a shooter (Dr.-Isl. Þír - slave) and they had twelve sons and nine daughters, all the names of which, one way or another, had a relationship to ugliness. Thus appeared a class of servants and slaves.
Further, Rig went into a big house (Dr.-Isl. Höllu) to AFI (Dr.-Isl. Afi, Grandfather) and Emma (Dr. Isl. AMMA, grandma). They fed it up, drank and slept to sleep. Here Rig also stayed three days, and in nine months a boy with red hair and alive eyes were born. They called him Karl (Dr.-Isl. Karl, a husband, that is, a free person), and he married to Snör (Dr.-Isl. Snör, Snow). They were born twelve sons and ten daughters, all the names of which mainly suggest tidy and good qualities. From here, there were free people: farmers and cattlemen.
Then Rig came to the mansion (Dr.-Isl. Sal) to Fati (Dr.-Isl. Faðir, Father) and Moti (Dr.-Isl. Móðir, Mother). Here it was well swept, and he stayed three days. In nine months, the Yarl (Dr.-Isl. Jarl) was born, he was light hair, and his eyes were terrible. When the Yarl had grown, Rig appeared again, called him his son, made the heir, taught his runes and gave him his name and secured the state. He married Erna (Dr.-Isl. Erna, skillful, agile) daughter Harsir (Dr.-Isl Hersir, Mr.). Erna gave birth to him eleven sons and not a single daughter. Their names mostly meant the son or heir. So it appeared military to know.
At the end, it is narrated by the younger son of the Rig Yarla, Kone (Dr.-Isl. Konr Ungr, young offspring). He was the most skillful of his sons, the only one won the runes, could speak with birds, manage fire, for which he also received the right to wear a name or title of Rig. In one day, the crow appealed to the horse on the hunt and suggested him to make a campaign, indicating that the "Dana and Dunpa is richer at home, their lands are better." The song that has come down to us is broken in this place.