Текст песни Фридрих Ницше - Утренняя заря - 1-10
0 чел. считают текст песни верным
0 чел. считают текст песни неверным
Ложные заключения из полезности. – Если доказали высшую полезность вещи, то этим еще не сделали ни одного шага для объяснения ее происхождения: т.е. полезность вещи не говорит еще о необходимости ее существования. Но до сих пор господствовало именно такое превратное суждение – и даже в области самой строгой науки. В астрономии полезность спутников (мнимую) выдали за конечную цель их происхождения, именно, чтобы восполнить каким-нибудь путем свет, ослабленный большим расстоянием от солнца., и чтобы жителям планет не было недостатка в свете. Стоит только вспомнить заключения Колумба: земля сотворена для людей; следовательно, если есть земля, она должна быть заселена. “Возможно ли, чтобы солнце светило даром, и чтобы ночные караулы звезд расточались без пользы на непроходимых морях и безлюдных землях?” Влечения, преобразованные моральными суждениями. – Одна и та же склонность развивается в томительное чувство трусости под впечатлением порицания, которым клеймят это чувство обычаи; или в приятное чувство смирения, если нравы, как например, христианские, называют его хорошим: т.е. все дело зависит от того, чиста или не чиста бывает совесть. Сама по себе интересующая нас склонность, как и всякая склонность, не имеет ни этого, ни вообще какого-нибудь морального характера или имени, ни даже определенного сопровождающего ощущения удовольствия или неудовольствия – все это она приобретает только впоследствии, как свою вторую природу, когда она вступает в соприкосновение со склонностями, которых окрестили уже именем хороших или дурных, или когда она является качеством существ, моральная оценка которых уже установлена народом. Так, древние греки понимали зависть иначе, чем мы: Гезиод причисляет ее к действиям доброй, благодетельной Эрис, и для них не казалось предосудительным представлять своих богов завистливыми. И это вполне понятно для этой эпохи, душою которой была борьба; а борьба пользовалась тогда высокой оценкой. Точно так же древние греки понимали надежду иначе, чем мы: им казалась она слепой и коварной. Гезиод говорит о ней в одной басне и притом так странно, так как его рассказ находится в диаметральном противоречии с современным духом, который научился под влиянием христианства видеть в надежде добродетель. Иудеи понимали гнев иначе, чем мы, и называли его священным; мрачное величие гневного человека представлялось им стоящим на такой высоте, какую европеец не может представить себе: своего гневного Иегову они создали по своим гневным пророкам. Оценка созерцательной жизни. – Мы. люди созерцательной жизни, не должны забывать, сколько зла и несчастий принесло созерцание людям активной жизни. Во-первых, брамины, например, ставили своею целью постоянно затруднять жизнь практическим людям и отбивать у них, насколько возможно, энергию к деятельности. Во-вторых, художники; они всегда были людьми нетерпеливыми, капризными, завистливыми, склонными к насилию, беспокойными: такое впечатление, получаемое от них, уменьшает возвышающее и просветляющее впечатление, получаемое от их произведений. В-третьих: философы, совмещающие в себе и религиозную и художественную созерцательную жизнь, рядом с которыми имеет место третья – диалектическая созерцательная жизнь, страсть к доказательствам; они производили на мир тако6 же влияние как и первые два рода людей, предававшихся созерцательной жизни, и своей диалектической страстью делали людей нерешительными. В-четвертых, мыслители и ученые; они редко искали влияния на людей, чаще закапывались они тихо в свои кротовые норы; часто они служили не предметом досады и нерасположения, а предметом насмешек, и этим против своей воли доставляли облегчение людям активной жизни. Наконец, теперь наука сделалась полезной для всех, и если ради этой пользы очень многие, предназначенные к активной жизни, пошли по пути науки в поте лица своего и не без проклятий, то за это зло на ученых и мыслителей не падает никакой вины: это самоистязание. Смотрите также:
Все тексты Фридрих Ницше - Утренняя заря >>> |
|
False conclusions from utility.
- If they proved the highest utility of things, then not a single step was made to explain its origin: i.e. The usefulness of the thing does not talk about the need for its existence. But so far, it was such a transformance judgment - and even in the region of the most strict science. In astronomy, the usefulness of satellites (imaginary) was issued for the final goal of their origin, precisely to fill in some way the light, weakened by a large distance from the Sun., and that the inhabitants of the planets there was no lack in the world. It is only worth remembering the conclusions of Columbus: the earth is created for people; Consequently, if there is earth, it must be settled. "Is it possible that the sun shines in vain and that night guard of the stars bold without use in impassable seas and deserted lands?"
Inclosures, transformed by moral judgments.
- one and the same tendency develops into a tearing sense of cowardice under the impression of the censure, which this feeling is branded; or in a pleasant feeling of humility, if the morals, such as Christian, call it good: i.e. It all depends on whether the clean or not clean is conscientious. In itself, the tendency of interest to us, as well as any tendency, has neither of this, neither at all some kind of moral nature or name, or even a certain accompanying feeling of pleasure or displeasure - all this it becomes only subsequently, as his second nature, when she It comes into contact with the inclinations that have been painted by the name of good or bad, or when it is the quality of creatures, whose moral assessment is already established by the people. Thus, the ancient Greeks understood envy otherwise than we: Gezid ranks her to the actions of good, benefactor Eris, and they did not seem to be represented to represent their Gods envious. And this is quite understandable for this era, the soul of which was struggle; And the struggle used then high marks.
In the same way, the ancient Greeks understood hope otherwise than we: it seemed to them blind and insidious. Gezid speaks about it in one basher and more so strange, since his story is in a diametrical contradiction with the modern spirit, which learned under the influence of Christianity to see in the hope of virtue.
Jews understood anger other than we, and called him sacred; The gloomy greatness of an angry person seemed to them on such a height, which European cannot imagine: they created their angry Jehovah in their angry prophets.
Evaluation of contemplative life.
- We. People of contemptive life should not forget how much evil and misfortunes brought contemplation to people of active life. First, Brahmins, for example, set the goal to constantly impede the lives of practical people and beat them as much as possible, energy to activities. Secondly, artists; They were always impatient, capricious, envious, prone to violence, restless: the impression obtained from them reduces the elevation and enlightening impression obtained from their works. Thirdly: philosophers combining and religious and artistic contemplative life, next to which the third is a dialectical contemplative life, a passion for evidence; They were made on the world of the same influence as the first two kinds of people who made contemplative life, and their dialectical passion did people indecisive. Fourth, thinkers and scientists; They rarely looked for influence on people, they were often buried quietly into their mobboards; Often they served not by the subject of annuses and disadvantages, but the subject of ridicule, and this against their will caused relief to people of active life. Finally, now science has become useful for everyone, and if for the sake of this benefit, many, intended for active life, went along the path of science in the sweat of their face and not without curses, then for this evil on scientists and thinkers there is no guilt for this: it's self-sourcing .