Текст песни Bhagavad Gita - Chapitre 16
0 чел. считают текст песни верным
0 чел. считают текст песни неверным
Dans ce chapitre, Krishna décrit et compare deux sortes de qualités et ceux qui les possèdent. Les qualités divines, riches en Vertu, favorisent l’évolution spirituelle; les qualités démoniaques, saturées de Passion et d'Ignorance, s’avèrent néfastes au progrès spirituel, mènent à une naissance inférieure et asservissent l’âme. Les êtres dotés d’attributs divins mènent une vie réglée, en accord avec les Écritures, et accèdent à la perfection. Mais les êtres aux attributs démoniaques agissent selon leur caprice (sans se référer aux Écritures) et demeurent prisonniers de la nature matérielle. De prime abord, Krishna énumère les vingt-trois attributs spirituels « nés de la nature divine » (1-3). Ces attributs, nous l’avons déjà dit, sont propices au progrès vers la libération hors de l’Univers matériel. Krishna donne ensuite à Arjuna un résumé des qualités démoniaques (arrogance, orgueil, colère, suffisance, âpreté, ignorance). Krishna affirme que les qualités divines servent la libération, les attributs diaboliques poussent à l’asservissement. Il assure Arjuna qu’il n’a rien à craindre, car né « avec les qualités divines ». Ainsi Krishna l’encourage-t-Il en indiquant que son rôle dans le conflit n’est pas démoniaque, puisqu’il n’agit pas par colère, par orgueil ou âpreté. Selon les injonctions scripturaires régissant la classe sociale dont il est membre, combattre pour des valeurs religieuses est une activité pieuse, mais manquer à ce devoir serait faire preuve d’irréligion (4-5). Krishna fait alors une description assez crue des démoniaques. En essence, il s’agit d’athées et de matérialistes qui violent les préceptes des Écritures réglant la conduite humaine, aux niveaux social et spirituel. Ces êtres voient le monde sans but ni fondement et sont donc enclins à des actes aussi capricieux que destructeurs. Pour eux, le but ultime de la vie serait de satisfaire nos sens. Fascinés par l’éphémère, le matériel, enchaînés par de multiples désirs, ils entassent des richesses coûte que coûte. Suffisants, concupiscents et arrogants, leur angoisse ne connaît pas de fin (6-18). De telles personnes, renaissant au sein des espèces inférieures, « sombrent dans la condition la plus sinistre », et ne peuvent jamais approcher Krishna (19-20). Tout être sain d’esprit, nous prévient Krishna, doit renoncer à la concupiscence, à la colère et à l’avidité, « trois portes qui ouvrent sur l’enfer ». En évitant celles-ci, on peut s’élever à la réalisation spirituelle et « le but suprême » (21-22). Krishna conclut en disant que quiconque vit selon son caprice, sans suivre les préceptes des Écritures (conçus pour nous élever vers la réalisation du soi), n’atteint ni la perfection ni le bonheur; par contre, qui comprend les préceptes védiques et mène sa vie en conséquence s’élève graduellement (jusqu’à la perfection spirituelle) (23-24). Смотрите также:
Все тексты Bhagavad Gita >>> |
|
В этой главе Кришна описывает и сравнивает два вида качеств и тех, кто ими обладает. Божественные качества, богатые Добродетелью, способствуют духовной эволюции; демонические качества, пропитанные страстью и незнанием, наносят ущерб духовному прогрессу, приводят к низшему рождению и порабощают душу. Существа, наделенные божественными качествами, ведут упорядоченную жизнь в соответствии с Писаниями и достигают совершенства. Но существа с демоническими атрибутами действуют по своей прихоти (не обращаясь к Священным Писаниям) и остаются пленниками материальной природы.
На первый взгляд, Кришна перечисляет двадцать три духовных атрибута, «рожденных божественной природой» (1-3). Эти атрибуты, как мы уже сказали, способствуют продвижению к освобождению от материальной вселенной. Затем Кришна дает Арджуне краткое описание демонических качеств (высокомерия, гордости, гнева, самодовольства, жестокости, невежества). Кришна утверждает, что божественные качества служат освобождению, а дурные качества ведут к порабощению. Он уверяет Арджуну, что ему нечего бояться, потому что он родился «с божественными качествами». Итак, Кришна ободряет его, показывая, что его роль в конфликте не демоническая, поскольку он действует не из гнева, гордости или жестокости. Согласно библейским предписаниям, регулирующим социальный класс, членом которого он является, борьба за религиозные ценности является благочестивым занятием, но невыполнение этого долга будет означать проявление нерелигиозности (4-5).
Затем Кришна дает довольно грубое описание демонических существ. По сути, они атеисты и материалисты, которые нарушают предписания Священного Писания, регулирующие человеческое поведение на социальном и духовном уровнях. Эти существа видят мир без цели или основания и поэтому склонны к действиям столь же капризным, сколь и разрушительным. Для них конечной целью жизни было бы удовлетворение наших чувств. Очарованные эфемерным, материальным, скованным множеством желаний, они любой ценой накапливают богатство. Достаточные, похотливые и высокомерные, их тоска не знает конца (6-18). Такие люди, перерождаясь в низших видах, «впадают в самые зловещие условия» и никогда не могут приблизиться к Кришне (19-20). Кришна предупреждает нас, что каждое разумное существо должно отказаться от похоти, гнева и жадности, «трех ворот в ад». Избегая их, можно подняться к духовному осознанию и «высшей цели» (21-22).
В заключение Кришна говорит, что тот, кто живет по своей прихоти, не следуя предписаниям Священных Писаний (призванных поднять нас к самореализации), не достигает ни совершенства, ни счастья; с другой стороны, тот, кто понимает ведические предписания и соответственно ведет свою жизнь, постепенно возвышается (до духовного совершенства) (23-24).