Текст песни Деятельная тупость. - Ф.М. Достоевский. Записки из подполья. Глава 5.
0 чел. считают текст песни верным
0 чел. считают текст песни неверным
И все от скуки, господа, все от скуки; инерция задавила. Ведь прямой, законный, непосредственный плод сознания - это инерция, то есть сознательное сложа-руки-сиденье... Повторяю, усиленно повторяю: все непосредственные люди и деятели потому и деятельны, что они тупы и ограничены. Как это объяснить? А вот как: они вследствие своей ограниченности ближайшие и второстепенные причины за первоначальные принимают, таким образом скорее и легче других убеждаются, что непреложное основание своему делу нашли, ну и успокаиваются; а ведь это главное...Сказано: человек мстит, потому что находит в этом справедливость. Значит, он первоначальную причину нашел, основательную причину нашел, основание нашел, а именно: справедливость... А ведь я справедливости тут не вижу, добродетели тоже никакой не нахожу, а следственно, если стану мстить, то только из злости... Но что же делать, если у меня и злости нет... Смотришь - предмет улетучивается, резоны испаряются, виновник не отыскивается, обида становится не обидой, а фатумом, чем-то вроде зубной боли, в которой никто не виноват...
|
|
And all from boredom, gentlemen, all from boredom; inertia crushed. After all, the direct, legitimate, immediate fruit of consciousness is inertia, that is, the conscious with folded arms, sitting ... I repeat, I repeat intensely: all direct people and doers are active because they are stupid and limited. How can this be explained? And here's how: due to their limitations, they take the immediate and secondary reasons for the initial ones, thus they are more likely and easier than others to be convinced that they have found an immutable basis for their work, and they calm down; But this is the main thing ... It has been said: a person takes revenge because he finds justice in this. This means that he found the original cause, found a solid reason, found the basis, namely: justice ... But I don't see justice here, I don't find any virtue either, and consequently, if I take revenge, then only out of anger ... But what to do if I don’t even have anger ... You look - the object disappears, the reasons evaporate, the culprit is not found, the insult becomes not an insult, but a fate, something like a toothache, in which no one is to blame ...