Текст песни Альфред Шнитке - Смерть Фауста
0 чел. считают текст песни верным
0 чел. считают текст песни неверным
Кантата «История доктора Иоганна Фауста» (1983) – одно из ключевых произведений Альфреда Шнитке. Первоначально композитор задумал оперу по второй части «Фауста» Гете, но вскоре обратился к «Народной книге» И. Шписа (1587). На этот сюжет, уже через 11 лет, за четыре года до смерти Шнитке создал оперу, в которой музыка кантаты (смерть Фауста) стала третьим актом. В качестве либретто для своей кантаты Шнитке взял последние главы «Народной книги», повествующие о конце жизни Фауста. Текст этот настолько естественно ложился на предощущаемую им музыку, что он не изменил в нем ни слова; был использован оригинальный немецкий текст, а для исполнения в России брат композитора, известный поэт и переводчик Виктор Шнитке, сделал эквиритмический перевод. Сам по себе жанр кантаты уже указывает на эпоху барокко, но это скорее оратория – или еще точнее, страсти, своего рода «антистрасти», – по определению композитора, «негативный пассион». Даже распределение партий в целом соответствует «Страстям»: Рассказчик (Евангелист) – тенор, Фауст (антагонист Христа) – бас, хор, выполняющий двойную функцию – участника действия и комментатора событий. Особняком находится фигура Мефистофеля. Решение композитора в этом случае очень оригинально: Мефистофель выступает в двух лицах – как «сладкоголосый обольститель» (контратенор) и «жестокий каратель» (контральто). В кантате 10 эпизодов: 1. Пролог. «Вот рассказ о тяжелой страшной гибели доктора Фауста» (хор). 2. Близок час. «Когда минули 24 года…» (рассказчик, Мефистофель, хор). 3. Прощание Фауста со своими учениками и друзьями. «Все идут в трактир, садятся за стол…» (хор, рассказчик). 4. Исповедь Фауста. «Досточтимые любимые господа, друзья мои…» (Фауст, хор, рассказчик). 5. Скорбь друзей. «Раз уж так и другого быть не может…» (хор, рассказчик). 6. «Ложное утешение» (Мефистофелем Фауста). «О, Фауст мой, что за малодушие?.. (Мефистофель – обе партии, двухголосно). 7. Гибель Фауста. «А после двенадцати, к часу ночи…» (Мефистофель, хор). 8. После смерти Фауста. «Те же магистры, бакалавры, студенты…» (рассказчик, хор). 9. Эпилог (хор). 10. Заключительный хорал (итог кантаты, назидание потомкам). «Так бодрствуйте, бдите! Всечасно враг ваш лютый, Диавол жаждет жертв!» (четыре солиста, хор). Кульминация кантаты – сцена расправы Мефистофеля над Фаустом. Как представить ее в музыке? Это было проблемой для композитора. Сначала композитор решил воссоздать этот эпизод экспрессивной диссонантной музыкой, что вполне в духе эстетики ХХ века. Но вскоре понял, что так он не достигнет нужного ему эффекта. Вот как об этом говорит он сам: «Чтобы передать атмосферу адской пропасти, требуется некое стилистическое унижение, шокирующий стилевой контраст. И для этого я воспользовался ритмом танго». «Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу, поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность». Эпизод этот производит сильнейшее впечатление. Бьет 12 часов. И с последним ударом появляется Мефистофель-убийца, каратель. Эстрадная певица (первоначально предполагалось, что это будет Алла Пугачева) с микрофоном идет через весь зал, поднимается на сцену и одновременно поет шлягерную мелодию. Контраст между элементарным напевом и страшным натуралистическим текстом, в котором описываются ужасающие подробности гибели Фауста, разителен. Это и есть то, что композитор как-то назвал «унижением банальностью». Концертная жизнь этого произведения была непростой. После первой репетиции (с Аллой Пугачевой) концерт был запрещен. Так получилось, что премьера «Фауста» состоялась в Вене и только через четыре месяца, 23 октября 1983 г. (после многих ходатайств и несмотря на продолжающиеся препоны) – в Москве, а потом, в 1984 г. – в Ленинграде (теперь уже с Раисой Котовой в роли Мефистофеля-карателя). Смотрите также:
Все тексты Альфред Шнитке >>> |
|
The cantata The Story of Dr. Johann Faust (1983) is one of the key works of Alfred Schnittke. Initially, the composer conceived an opera based on the second part of Goethe's Faust, but soon turned to the People's Book by I. Shpis (1587).
On this subject, 11 years later, four years before his death, Schnittke created an opera in which the music of the cantata (the death of Faust) became the third act.
As a libretto for his cantata, Schnittke took the last chapters of the People's Book, which tells about the end of Faust's life. This text so naturally fell on the music he had perceived that he did not change a word in it; the original German text was used, and the composer's brother, the famous poet and translator Viktor Schnittke, made an equirhythmic translation for the performance in Russia.
The cantata genre itself already points to the Baroque era, but it is rather an oratorio - or, more precisely, passion, a kind of "anti-passion" - by the composer's definition, "negative passion". Even the distribution of parties as a whole corresponds to the Passion: The narrator (Evangelist) is the tenor, Faust (the antagonist of Christ) is the bass, the chorus, performing a double function - a participant in the action and a commentator of events. A separate figure is Mephistopheles. The composer's decision in this case is very original: Mephistopheles appears in two faces - as a "sweet-voiced seducer" (countertenor) and a "cruel punisher" (contralto).
There are 10 episodes in the cantata:
1. Prologue. “Here is a story about the grievous and terrible death of Doctor Faust” (chorus). 2. The hour is close. “When 24 years have passed ...” (narrator, Mephistopheles, chorus). 3. Faust's farewell to his disciples and friends. “Everyone goes to the tavern, sits down at the table ...” (chorus, narrator). 4. Confession of Faust. "Venerable beloved gentlemen, my friends ..." (Faust, chorus, narrator). 5. The grief of friends. "Since it cannot be otherwise ..." (chorus, narrator). 6. "False consolation" (Mephistopheles Faust). “Oh, my Faust, what kind of cowardice? .. (Mephistopheles - both parties, two voices). 7. Death of Faust. "And after twelve, by one in the morning ..." (Mephistopheles, chorus). 8. After the death of Faust. "The same masters, bachelors, students ..." (narrator, chorus). 9. Epilogue (chorus). 10. Final chorale (summary of the cantata, edification to posterity). “So stay awake, stay awake! Every hour your fierce enemy, the Devil longs for sacrifices! " (four soloists, chorus).
The culmination of the cantata is the scene of Mephistopheles' reprisal against Faust. How to present it in music? This was a problem for the composer. First, the composer decided to recreate this episode with expressive dissonant music, which is quite in the spirit of the 20th century aesthetics. But he soon realized that this way he would not achieve the effect he needed. Here's how he says it himself: “To convey the atmosphere of a hellish abyss requires a kind of stylistic humiliation, a shocking stylistic contrast. And for this I took advantage of the tango rhythm. " "The schlager is a good mask for all devilry, a way to get into the soul, so I see no other way of expressing evil in music than smash hit."
This episode makes a strong impression. Strikes 12 o'clock. And with the last blow, Mephistopheles the killer, the punisher appears. A pop singer (originally it was assumed that it would be Alla Pugacheva) with a microphone walks across the hall, goes up to the stage and at the same time sings a hit melody. The contrast between the elementary tune and the terrible naturalistic text, which describes the horrifying details of the death of Faust, is striking. This is what the composer once called "humiliation by banality."
The concert life of this work was not easy. After the first rehearsal (with Alla Pugacheva), the concert was banned. It so happened that the premiere of "Faust" took place in Vienna and only four months later, on October 23, 1983 (after many petitions and despite continuing obstacles) - in Moscow, and then, in 1984 - in Leningrad (now with Raisa Kotova as Mephistopheles the Punisher).