Текст песни Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические - Слово 58. Часть 2
0 чел. считают текст песни верным
0 чел. считают текст песни неверным
Спаситель многими обителями у Отца называет различные меры ума водворяемых в оной стране, то есть отличия и разность духовных дарований, какими наслаждаются по мере ума. Ибо не по разности мест, но по степени дарований назвал обители многими. Как чувственным солнцем наслаждается каждый, соразмерно чистоте и приемлемости силы зрения, и как от одного светильника в одном доме освещение бывает различно, хотя свет не делится на многие светения, так в будущем веке все праведные не раздельно водворяются в одной стране, но каждый в своей мере озаряется одним мысленным солнцем и по достоинству своему привлекает к себе радость и веселие, как бы из одного воздуха, от одного места, престола, зрелища и образа. И никто не видит меры друга своего, как высшего, так и низшего, чтобы, если увидит превосходящую благодать друга и свое лишение, не было это для него причиною печали и скорби. Да не будет сего там, где нет ни печали, ни воздыхания! Напротив того, каждый, по данной ему благодати, веселится внутренно в своей мере. Вне же всех одно зрелище и одна страна3), и кроме сих двух степеней нет иного посредствующего степени, разумею же одну степень горнюю, другую дольнюю, посреди же их разнообразие в разности воздаяний. Если же это справедливо (как и действительно справедливо), что несмысленнее или неразумнее такой речи: «Довольно для меня избежать геенны, о том же, чтоб войти в Царство, не забочусь»? Ибо избежать геенны и значит это самое – войти в Царство; равно как лишиться Царства – значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? «Егда приидет Сын человеческий в славе Своей... и поставит овцы одесную Себе, а козлища ощуюю» (Мф.25:31, 33.). Не три наименовал сонма, но два – один одесную, другой ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: «И идут сии, то есть грешники, в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Мф.25:46); «просветятся яко солнце» (Мф.13:43). И еще: «...от восток и запад приидут и возлягут на лоне Авраамовом в Царствии Небеснем: сынове же царствия изгнани будут во тму кромешную, где плач и скрежет зубом» (Мф.8:11, 12), что страшнее всякого огня. Не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть самая мучительная геенна? Посему прекрасное дело научать людей благости Божией, привлекать их непрерывностию Промысла Божия и от заблуждения приводить к познанию истины. Ибо таков был образ действия у Христа и у апостолов, и он весьма высок. Если же человек, при таковом образе жизни и частом общении с людьми, чувствует в себе, что немощна совесть его при воззрении на существующее, и возмущается тишина его, и помрачается ведение, потому что ум его имеет еще нужду в охранении и в подчинении чувств, и, желая врачевать других, губит он собственное свое здравие, и, оставляя собственную свободу воли своей, приходит в смятение ума, – то пусть вспомнит таковый апостольское слово, внушающее нам, что «совершенных есть твердая пища» (Евр.5:14); и пусть возвратится вспять, чтобы не услышать от Господа сказанного в притче: «врачу, исцелися сам» (Лк.4:23). Пусть осуждает сам себя и охраняет здравие свое; и вместо чувственных слов его да служит доброе его житие, и вместо гласа уст его да учат его деяния. И когда узнает, что душа его здрава, тогда пусть пользует других и врачует своим здравием. Ибо когда будет вдали от людей, тогда может больше сделать им добра ревностию о добрых делах, нежели сколько сделает словами, будучи сам немощен и более их имея нужды в исцелении. «Слепец слепца аще водит, оба в яму впадут» (Мф.15:14). Твердая пища прилична здоровым, имеющим обученные чувства, способным принимать всякую пищу, то есть приражения всяких ощущений, и, по причине обучения в совершенстве, от каких бы то ни было встреч не видеть вреда сердцу. Когда диавол захочет осквернить ум таковых людей блудным воспоминанием, тогда испытывает сперва терпение их любовию к тщеславию, и предначатие сего помысла не представляется страстию. Так обыкновенно поступает он с теми, которые охраняют ум свой и в которых невозможно скоро вложить какое-либо неприличное помышление. Когд Смотрите также:
Все тексты Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические >>> |
|
The Savior refers to the many abodes of the Father as the various measures of the mind being placed in that country, that is, the differences and differences in spiritual gifts that one enjoys as the mind. For it was not by the difference of places, but by the degree of talent that he called the monastery many. How everyone enjoys the sensual sun, in proportion to the purity and acceptability of the power of vision, and how lighting can be different from one lamp in one house, although the light is not divided into many lights, so in the next century all the righteous will not be housed separately in one country, but each in his least illuminated by one mental sun and deserves to attract joy and joy, as if from one air, from one place, throne, spectacle and image. And no one sees the measures of his friend, both higher and lower, so that if he sees the superior grace of a friend and his deprivation, this was not for him the cause of sadness and sorrow. May this not be where there is neither sorrow nor sighing! On the contrary, everyone, by the grace given to him, has fun inwardly in his measure. Outside of all, there is one sight and one country3), and apart from these two degrees there is no other mediating degree, I mean one degree mountain, the other dolny, in the middle of their diversity in the difference of reward.
If it is true (as indeed true) that it is more senseless or unreasonable to say: “It’s enough for me to avoid hell, and I don’t care about the same thing to enter the Kingdom”? For to avoid hell, and therefore this is the most - to enter the kingdom; to lose the kingdom is to enter hell. Scripture has not shown us three countries, but what does it say? “The Son of man will come in His glory ... and he will set the sheep on His right hand, and I will feel the goat” (Matthew 25:31, 33.). Not three named the host, but two - one on the right hand, the other on the neck. And he divided the limits of their various abodes, saying: “And these, that is, sinners, go into eternal torment, but the righteous go into the eternal belly” (Matthew 25:46); “The sun will be enlightened” (Matthew 13:43). And yet: “... they will come from east and west and lie down in the bosom of Abraham in the kingdom of heaven: the son of the kingdom will be cast out into the darkness where they weep and gnash their teeth” (Matthew 8:11, 12), which is worse than any fire . Have you not understood from this that the state, the opposite of the highest degree, is the most painful hell?
Therefore, it is a wonderful thing to teach people the goodness of God, to attract them by the continuity of the Providence of God, and from error to lead to the knowledge of truth. For such was the mode of action of Christ and the apostles, and it is very high. If a person, with such a way of life and frequent communication with people, feels that his conscience is weak in looking at what is existing, and his silence is indignant, and his knowledge is darkened, because his mind still needs to be protected and subordinated to feelings, and, wishing to heal others, he destroys his own health, and, leaving his own free will, comes into a turmoil of mind, then let him remember such an apostolic word, inspiring us that “perfect is solid food” (Heb.5: 14) ; and let him return back, so as not to hear from the Lord what was said in the parable: “to the doctor, be healed yourself” (Luke 4:23). Let him condemn himself and protect his health; and instead of his sensual words, may his good life serve, and instead of the voice of his mouth let him learn his deeds. And when he finds out that his soul is healthy, then let him use others and heal with his health. For when it is far from people, then it can make them more kind of jealousy for good deeds than how many words they do, being weak and weak, and having more needs for healing. “The blind man is already leading the blind, both of them will fall into the pit” (Matthew 15:14). Solid food is decent for healthy people who have trained feelings, are able to accept all kinds of food, that is, to imitate all sensations, and, due to learning to perfection, from any kind of encounter not see harm to the heart.
When the devil wants to defile the mind of such people with a fornication, then he first feels patience with their love of vanity, and the predestination of this idea does not seem to be passion. He usually does this with those who guard their minds and in which it is impossible to soon invest any indecent thought. When